Такелаж оборудования, такелаж станков.
Первоначально «такелаж» был исключительно морским понятием. Под такелажем понималась совокупность снастей, с помощью которых осуществлялось поднятие грузов и управление парусами. Сегодня слово «такелаж» обычно употребляется для обозначения работ по перемещению негабаритных грузов большой массы. Такими грузами зачастую оказывается промышленное оборудование, которое надо перевезти или переместить, например, в другой цех, т.е. требуется произвести «такелаж оборудования» или «такелаж станков».
Такелаж оборудования – это не только погрузо-разгрузочные работы и непосредственно перевозка груза. Зачастую сюда же входят работы по предварительному демонтажу станков с последующим монтажом уже на новом месте. Если же станок должен быть перевезен в собранном состоянии, может оказаться, что требуется сооружение технологических проемов, т.к. существующие окна и двери не позволяют вынести негабаритный груз.
Такелаж станков относится к такелажным работам высокой сложности. Это обусловлено большой массой оборудования (до 200 тонн) и нередко большими габаритами. Понятно, что такелаж оборудования должен быть произведен предельно осторожно и аккуратно во избежание повреждения дорогостоящей техники.
Для такелажа любого оборудования, в том числе и такелажа станков, используется специальные приспособления и техника. Это могут быть домкраты, рохли, тали, лебедки, автокраны, стропы и т.д.
Для перевоза оборудования используется специальный автомобильный транспорт – манипуляторы, бортовые машины, низкорамные тягачи. Низкорамники используются в случае, когда вертикальный габарит груза выходит за допустимые нормы.
Такелаж станков начинают с упаковки, чтобы не допустить повреждений при погрузке, перевозке и выгрузке. В случае если осуществляется такелаж оборудования, разобранного по деталям, каждая деталь упаковывается и маркируется отдельно. Далее осуществляется такелаж станков до транспорта, погрузочные работы, надежное крепление перевозимого оборудования на грузовой платформе и транспортировка груза до назначенного места. После чего такелажники проводят разгрузку станков и такелаж на указанное место.
По желанию заказчика многие такелажные компании выполняют и монтажные работы: сборка станка (если он был предварительно разобран), подключение к общезаводским коммуникациям (электросеть, гидросистемы, воздуховод), подсоединение маслостанций, подключение стоек ЧПУ.
Естественно, заказчика всегда интересует, во что ему обойдется такелаж станков. Единых тарифов на данную услугу не существует. Каждый случай индивидуален и зависит от многих факторов: количества перевозимого оборудования, его массы, габаритов, необходимости применения специальной техники, необходимости создания технологических проемов и т.д. Поэтому перед заключением договора обычно на место выезжает оценщик, определяет состав и сложность выполняемых работ, составляет смету, после чего заключается договор на такелаж оборудования, в котором оговаривается итоговая сумма, страховка на перевозимый груз и гарантии такелажной компании на сохранность груза.